Клуб Красных Медведей


redbearsclub@yandex.ru

Главная страница

Официоз

История

Мы

Сплав на DRAKAR-ах

Похождения

Полезные ссылки

 

 Клуб Хронических Водников

 Сайт для любителей путешествий

 LOSEVO.SPb.RU

 Каякинг в России

 Туризм

 Спортивный туризм

 Скалы

 Подземный  спелео портал Саблинских пещер.

 

ОТЧЕТ

О водном походе по р. Уксунйоки

 

Сроки: 07.07.2006 - 16.07.2006 г.г.

Участники: Рассохо Д.А., Корнетов И.В., Угляница А.Я.

Средства сплава: надувной каяк «Эдельвейс - 3,5», надувная байдарка «Лапланда - 4,0».

Нитка маршрута: СПб - п. Райконкоски - р. Уксунйоки - п. Ууксу - г. Питкяранта - СПб

Отчет:

          Первоначально планировалось пройти Уксунйоки в другие сроки (первая декада июня), но Ильич сломал руку, а Вождь свалился на больничный с невралгией и остеохондрозом, и поход пришлось переносить на июль. Сначала нас это расстроило, но потом мы решили, что испытать надувные байдарки от Альвидаса неплохо и на низкой воде.

07.07.2006

          Итак, 07.07. в 16ч. 02м. мы загрузились в Костомукшинский поезд на Ладожском вокзале СПб и двинулись в путь. Благодаря Российским железным дорогам экстрим начался сразу. На улице температура воздуха была около 30 градусов, а во всем вагоне открывалось только одно окно, и еще одно можно было открыть возле туалета. В общем чтобы не умереть от дикой духоты в вагоне, почти всю дорогу до Райконкоски мы провели в тамбуре. Все прохладительные напитки закончились в течении первого часа, и к духоте добавилась жажда. Мы надеялись купить холодного пивка в Элисенвааре, где поезд должен был стоять около 15 минут, но прибыли мы туда в 20ч. 05м. а единственный магазин у вокзала закрылся ровно в 20ч. Так, что жажда нас преследовала до Сортавалы, там поезд стоял порядка 20 минут, магазины работали, и жить сразу стало веселее. В поезде пограничники нас проверяли один раз (сразу после Приозерска), и никаких вопросов нам не задали. В Райконкоски прибыли строго по расписанию (0ч. 45м.), спокойно выгрузились, встретили очень вежливого и гостеприимного пограничника, который проверил у нас документы, подсказал как пройти до реки, где лучше встать на ночевку, как работают и где расположены магазины, и пожелал мягкой воды. Как во многих отчетах по Уксунйоки и написано, если вы не хотите идти порог расположенный в самом поселке, то вставать надо ниже порога после третьего моста. От станции надо идти по дороге назад, приблизительно через 200 метров будет поворот дороги налево, по ней еще 200 метров и вы у автомобильного моста. Встать на стапель можно на обоих берегах ниже моста на 10 - 20 метров. В общем около двух часов ночи мы уже легли спать.

08.07.2006

          Проснулись около 9 часов, позавтракали, Ильич стал заниматься байдарками, а я и Андрей пошли в поселок закупать продукты. От моста поднимаетесь по дороге вверх и налево и вы уже в поселке. В Райконкоски мы обнаружили три магазина, первый в 200 метрах от места нашей стоянки, второй на центральной площади поселка и третий у ж/д станции. Ассортимент в магазинах стандартный: консервы, крупы, макароны, различные блюда моментального приготовления, водка и т.д., цены от Питерских отличаются не сильно. Закупив все продукты, мы вернулись в лагерь, пообедали и стали готовиться к выходу на маршрут. Попутно посмотрели, но к сожалению не смогли отфотографировать порог Мостовой-1 расположенный в самом п. Райконкоски. В нашу воду порог если и проходим, то только на надувных судах, да и то с трудом.

          На воду встали около 15 часов. Сразу после старта встретился маленький перекатик, а потом началась озерная часть. Озера Сиркойньярви и Салменьярви проскочили очень быстро, никаких проблем с ориентированием не возникло и около 18 часов впали в озеро Уксуярви. Здесь столкнулись с сильным боковым ветром и волной, но к 20 часам впали в Уксунйоки, озеро Пахкапохьярви проскочили практически не заметив. На ночевку встали отойдя от оз. Пахпакохьярви около 2 км.

09.07.2006

          Стандартный ходовой день. Проснулись около 9 часов, позавтракали и около 11 встали на воду. Приблизительно через 1,5 - 2 часа после старта, обогнали группу на 5 рафтах. Как потом выяснилось это была группа подростков из военно-патриотического лагеря, которых сплавляли по Уксунйоки инструктора из Петрозаводской фирмы «Северное сияние». К 19 часам дошли до порога Сарикоски и встали на ночевку, к 22 часам нас догнали рафтеры и встали но ночевку на противоположном берегу. Особых препятствий в этот день мы не встретили, пороги Киерроскоски и Паталеннойнкоски отмеченные на карте, превратились по сути дела в шиверки, как впрочем и порог Сарикоски.

10.07.2006

          Проснулись достаточно рано, около 8 часов, и в 10 уже были на воде. Наши соседи рафтеры делали в этот день полудневку, поэтому стартовали в одиночестве, чему совсем не расстроились. Первое препятсвие встретили только около 14 часов, это был глобальный завал, обносимый по левому берегу. Расположено это безобразие в районе бывшего моста, сразу после отметки на карте порога Суланкаринмалто. На всем участке до этого завала, несмотря на отметки на карте, никаких порогов мы не увидели, только периодические перекатики. Вообще если верить карте, то приблизительно за 3 - 4 км до автомобильного моста через Уксунйоки, должна начаться цепь порогов протяженностью около 1,5 - 2 км (пор. Сарикоски, Хилипянкоски, Койринкоскенмалто и просто безымянные), но ничего мы так и не увидели, только иногда проскакивали коротенькие перекаты и шиверки. Около 15ч. 30м. зачалились под автомобильным мостом. Движение по трассе очень слабое, за 30 минут отдыха увидели всего две машины. Через 300 - 400 метров после автомобильного моста порог. Судя по карте его название Сильтакоски, и в тоже время, судя по развалинам старого моста в начале порога, это и есть тот порог, который называют Мостовой-2. В нашу воду порог проходиться без проблем, но в более высокую воду прохождение будет очень интересным. Еще метров через 800 после порога, по правому берегу впадает речка Уомасоя (в нашу воду практически ручей). Затем по карте идет отметка порога Аймокари, в нашу воду это не порог, а каменная гряда перегораживающая реку от правого берега практически до левого, оставляя проход у ЛБ шириной около метра, заход имеет форму латинской буквы S . В нашу воду проход элементарен, а в более высокую воду будет крайне интересен. Ну а затем до впадения по ЛБ реки Пенсанйоки, Уксун течет в заросших берегах и очень медленно. Устья Пенсанйоки мы достигли около 20ч. 30м., и встали на ночевку на ПБ прямо напротив впадения Пенсанйоки. Выход на берег неудобный, скорее всего из-за низкого уровня воды. Встали, расположились, поужинали и легли спать. Ночью нас помочил дождь с грозой (единственный за весь поход).

11.07.2006

          Начиная с этого дня, мы перестали пытаться связать отметки порогов на карте с реальным положением дел на реке. Встали около 10ч. утра и уже в 12 были на воде. Часов до 16 шли по спокойной воде, не встречая никаких препятствий, было несколько интересных локальных перекатов, на месте которых в более высокую воду, скорее всего, образуются пороги, к тому же возле каждого из этих мест присутствовали очень хорошие, обжитые стоянки. Потом подошли к останкам еще одного разрушенного моста. В этом месте река сужается и поворачивает налево. В русле много камней и гранитных обломков от разрушенного моста, будь воды побольше приблизительно на 60-80см, было бы очень интересно, а так всего один двойной сливчик высотой меньше метра и все. Хотя очень перспективное место. Вообще обратили внимание, что начиная с впадения Пенсанйоки, берега стали намного лучше чем в начале маршрута, много удобных выходов на берег, много обжитых стоянок с банями. Затем был еще один локальный перекат (в перспективе порог), после которого метров 300 идёт плес и русло сужается. В этом месте великолепная стоянка, с очень удобным выходом. Судя по следам, сюда есть подъезд на машине. Затем еще пара километров и начинается длинная, около 1,5 километров, шивера (т.н. Лососевая). Шивера добрая, длинная, с приличным падением и совсем не прямая. В ту воду, в которую шли мы, на каркасных судах ее, наверное, без потерь не пройти. Несет достаточно быстро, несколько раз пришлось слезать с камней, но проскочили мы ее очень даже приятно. Затем на протяжении еще примерно часа было несколько мест, претендующих по более высокой воде на звание локального препятствия. И приблизительно около 20 часов мы подошли к порогу, который не узнать невозможно. С наплыва его практически не видно и не слышно, но великолепным ориентиром служат две скалы розового цвета в русле. Это был порог водопадного типа Розовый Слон. В нашу воду чалиться можно прямо к плите идущей от правого берега. Над порогом по ПБ великолепная стоянка, на стоянке остовы для бань, столы, скамейки и объявление местных таксистов. Просматривается все с плиты ПБ великолепно, линия движения элементарна, но нам не понравились поплавки от рыбачьих сеток, стоявшие прямо поперек слива и выходной струи (аж в три ряда). К тому же мы рассчитывали провести здесь спаренную дневку, поэтому Слона мы обнесли (по ПБ прямо через плиту) и двинулись к видневшейся через 200 метров Мельнице. Чалка перед Мельницей на ПБ, прямо к остаткам бывшей мельницы. Просмотр также с ПБ, с плиты нависающей над сливом, и великолепная стоянка также на ПБ. Встать на дневку решили над Мельницей, т.к. здесь места для палаток меньше, чем на Слоне, и группа рафтеров следующая за нами, которую мы планировали увидеть завтра, здесь бы не поместилась, а на Слоне можно разместить и две такие группы. Весь остаток дня был посвящен оборудованию стоянки, на которой мы планировали отдыхать до утра 14.07.2006. Спать легли около 0ч.

12.07.2006

          Рассказывать особо нечего, весь день отсыпались, отъедались, ловили рыбу (с этими сетями хрен чего поймаешь), загорали, купались и т.д.. К вечеру появились хозяева сетей, приехавшие на УАЗ-ике, и оказавшиеся местными мужиками из Питкяранты, или бывшими или действующими инспекторами рыбнадзора. Проблем с ними не возникло, познакомились, были угощены пивом, они нам посоветовали, где надо ловить рыбу, проверили сети, предложили нам купить практически за копейки 4-х килограммового лосося, и по нашей просьбе сдвинули сети таким образом, чтобы нам можно было покататься с Мельницы и Слона не боясь в случае киля запутаться в сетях.

13.07.2006

          Около 11ч. на Слоне появились рафтеры, мы в это время как раз пришли на Слон кататься. Поздоровались с догнавшими нас ребятами и до 14 часов катались по Слону. Все очень просто и быстро, хотя интересно. Накатались вдоволь, фотографировались, развлекались под Слоном, и в 14 часов пошли обедать. После обеда катались на Мельнице. Все еще проще, но зато умывает очень даже прикольно. Катались, фотографировались и развлекались до 18 часов. Около 19 часов опять приехали местные рыболовы, привезли море пива и местной водки «Похьяла», и устроили массовую попойку с нами и инструкторами-рафтерами. Все было очень весело, слава богу мы около 23 пошли спать, а инструктора вместе с рыбаками еще мотались на «буханке» в Питкяранту за добавкой. Коктейль из водки «Похьяла» и пива «Охота», вещь жёсткая.

14.07.2006

Утро, плохо….

          Проснулись около 9 ч. До 11 отмокали в речке и завтракали. В 12 встали на воду. Инструктора-рафтеры проснулись около 12, и сразу по нашему совету пошли отмокать в реке. Ну, а мы стартовали. Лучшее средство от похмелья, это - погрести на байдарке. Около 14 часов подошли к порогу Каньонный. Мы зачалились к ЛБ, и просматривали порог тоже с ЛБ. Хотя удобнее это делать с ПБ. А вот страховку и сигнальщика с фотографом лучше ставить на ПБ. Учитывая нашу воду, страховку мы не ставили, а вот сигнальщика ставить необходимо. Линия захода для прохождения порога с воды практически не видна. Учитывая, что порог расположен на левом повороте русла, правильный заход очень важен. Если зайти не правильно, то может бросить на каменную гряду идущую от правого берега, прижать и положить. Но мы прошли успешно, и пошли дальше. Около 16 ч. были у последнего падуна, Храмины. Зачалились на ПБ, как оказалось метров за 300 - 400 от самого порога. Просматривали тоже с ПБ. Судя по всему, в большую воду веселуха начинается метров за 150 до основного слива. Но в нашу воду, заход выглядел как шивера длиной около 250 метров, с двумя поворотами русла. Напуганные прочитанными ранее отчетами, мы зачалились заранее и пошли просматривать Храмину. На самом деле все оказалось не так страшно (сказывается уровень воды). Линия захода и выхода из порога просматривается очень четко, и трудностей не вызывает. Самое опасное, это сам слив, он идет чуть-чуть по диагонали и бьет в скалу ПБ. Поэтому проходить пришлось, прижимаясь к левому краю слива, и отгребая от скалы ПБ. Но по самому краю слива тоже не пройти, в связи с тем, что слив похож на котел, и прыгнув слева вероятность киля возрастала очень сильно. Первым пошел Андрей на «Эдельвейсе». У него почти все получилось, но все-таки его потерло правым бортом об скалу. Ну а мы с Ильичем проскочили сам слив очень удачно, но на выходной струе ошиблись, и нас посадило на камни. Сдернулись быстро и пошли дальше. На правом берегу над порогом был пикник у местных, они снимали наше прохождение на видео, но свои координаты дать отказались (единственный негатив от общения с аборигенами за весь поход). После Храмины, до самого поселка Ууксу, на протяжении приблизительно 4 - 5 км, идет шивера, перемежающаяся короткими, метров по 300, плесами. Проходиться очень быстро, не смотря даже на низкую воду. Только в одном месте пришлось идти в проводку, да и то не больше 100 метров. Конечно если бы воды было чуть-чуть побольше то все было бы намного интереснее. Где-то около 19 часов вышли к п. Ууксу. Зачалились у скального выхода по ПБ. От него метров 50 вверх по берегу стоит кирпичный остов общественной бани. У него мы и встали на ночевку. Познакомились с аборигеном дядей Сашей, который показал нам где магазин, угостил клубникой со своего огорода, предлагал переночевать в имеющемся у него втором доме, очень горевал, что разобрал печку в своей бане, помог нам найти машину для выброски в Питкяранту, пытался угостить водкой и т.д.

15.07.2006

          Переночевали спокойно, просушили все вещи и байды. Проснулись около 10 утра, спокойно собрались, и в 14 часов уехали в Питкяранту. За машину заплатили 400 рублей, доехали спокойно. Выгрузились на вокзале, оставили Ильича сторожить вещи, и вдвоем с Андреем пошли гулять по Питкяранте. Погуляли, пофотографировались, купили поесть и вернулись на вокзал. Поезд нас очень удивил. Он представляет из себя два пассажирских, плацкартных вагона, и вагон в котором перевозят по этапу осужденных. Ехали от Питкяранты до Питера 14 часов, из них 4 часа стояли в Лодейном Поле, успели погулять по ночному городу, попить пивка, чуть не нашли себе приключения (к сожалению здесь местное население не такое гостеприимное). В Питере были около 7 утра, выгрузились на вокзале и разъехались по домам.

          К сожалению, поход закончен…

          ВЫВОДЫ: маршрут интересный, но не в это время. В силу стечения обстоятельств мы шли Уксунйоки не тогда когда рассчитывали, а на месяц позже. Судя по словам местного населения, основная масса туристов идет этот маршрут с начала мая до середины июня. Ну а мы решили пройти Уксун еще раз, но уже в нормальные сроки.

          Обе лодки от Альвидаса показали себя просто отлично. Не смотря на низкую воду, ни одной пробоины мы не получили, хотя не могу сказать, что относились к ним бережно. Места для груза в них вполне достаточно, у нас еще оставалось свободное место, хотя шмотья и припасов мы брали с запасом. Давление баллоны держат отлично, поддувались через день, и то скорее по привычке. Ни одного киля у нас не было, и по моему мнению, не из-за нашего «мастерства», а по причине низкой воды и великолепной остойчивости лодок. Озерная часть и протяженные плесы в первой половине маршрута, вкупе с сильным боковым и встречным ветром, проблем нам не создали. Лодки отлично идут вперед и хорошо держат курс. Единственное, что сбивает лодки с курса, это волна, бьющая в скулу. В общем от изделий Альвидаса мы остались в полном восторге.

 


© 2006 designed by webArt studio "Ilyich & Co". All rights reserved


Hosted by uCoz